Рынок Е-коммерс сейчас в цифрах

Прошлый, 2020 год стал решающим в развитии цифровой экономики: трансформация в паре с невероятно быстро меняющейся реальностью кому-то принесла успех, а кто-то не успел. Но кризис и пандемия все еще длятся — и глобальные перемены еще впереди.

Прогноз динамики российского е-commerce

Мониторинг динамики изменения российского рынка е-commerce в основном базируется на оценках агентства Data Insight и АКИТ (Ассоциации компаний интернет-торговли). По самым точным прогнозам в 2025 году в РФ оборот рынка электронной торговли приблизится к цифре 7.5 триллионов рублей — а среднегодовой прирост его будет составлять примерно 22,8%.

Около 30% опрошенных экспертов признают, что в 2020 г. процент участия регионов в электронной коммерции существенно возрос — и эта тенденция, по мнению экспертов, сохранится с учетом долговременного рассмотрения.

Факторы роста электронной торговли

К факторам развития российского е-commerce можно отнести:

  • мировой кризис и пандемия;
  • формирование стойкой привычки к приобретению через интернет;
  • изменение уровня доверия к интернет-торговле;
  • увеличение показателя платежеспособности поколения (в связи с его взрослением), которое привычно использует институт онлайн-покупки;
  • увеличение показателя среднего чека в интернет-торговле;
  • повышение уровня числа категорий в электронной коммерции — и в целом ассортимента, работа с маркетплейсами;
  • появление новых отраслей в е-комерцию (к примеру, авто).

Тенденции развития е-commerce

Процесс развития электронной торговли отмечен следующими тенденциями:

  • Влияние мирового кризиса.

Пандемия во многих странах (и в России в том числе) послужила катализатором развития отрасли интернет-торговли, увеличив процент продаж и существенно перекроив привычные модели поведения покупателей, которые были вынуждены отказать от стандартных покупок на период карантина или изоляции. Уровень влияния кризиса на объемы розничного оборота рынка торговли отличается по отраслям, но характер его воздействия на динамику неизменен — падение продаж (весна 2020), и медленное восстановление прежних показателей ближе к лету в большом количестве сегментов произошло исключительно из-за увеличения уровня онлайн-продаж.

  • Оформление экосистем.

Значительные игроки рынка электронной коммерции, получившие название маркетплейсы, разнообразные соцсети и рекламные мощности главным образом направлены на создание собственных экосистем. Такая направленность дает следующие конкурентные преимущества:

  • привлечение лояльных пользователей и их удержание благодаря получению информации о потребителях и их поведении;
  • обеспечение новой аудитории благодаря организационной функциональности, а также расширения списка предложений;
  • контроль и мониторинг цепочки взаимодействия с потребителей с целью ее дальнейшей оптимизации.
  • Сотрудничество.

Популярность сотрудничества и своеобразных партнерских взаимоотношений различных реализаторов, специализирующихся в самых разных отраслях. Подобные активности развиваются в направлении коллабораций, интеграций разного рода (к примеру, выпуск совместных коллекций лимитированных серий), позволяя увеличить уровень узнаваемости брендов, а, значит, повысить продажи.

Предполагаемая доля электронной коммерции в мире к 2027 году позволит реализовывать продукции почти на 10 триллионов. При этом основным бенефициаром в данном сегменте уже является Китай, и к 2021 году доля интернет-продаж в стране будет составлять почти 27,3%.

Основные тренды электронной торговли

Прогнозы агентства DynamicWeb указывают, что в интернет-торговле наметились следующие основные моменты:

  • Нагнетание уровня цифровой трансформации в мире.

Новый для многих компаний канал коммерции демонстрирует свою эффективность по всему миру. А это значит, что на сегодня уже не стоит вопрос, размещаться ли в сети, но лишь только — когда.

  • Увеличение популярности маркетплейсов.

Даже бизнес, который не очень хорошо ориентируется в цифровых аспектах может просто на них выйти, а для покупателей это просто удобное место, где можно найти все необходимое.

Выход на Вайлберриз или размещение на Aliexpress станут отличным стартом развития многих игроков рынка электронной коммерции.

Однако бизнес привлекают не только гиганты — на просторах сети существует огромное количество недооцененных площадок — и они точно будут развиваться в 2021 году

  • Развитие персонализации — и это позволяет половине потребителей (48%) увеличить уровень трат.
  • Завоевание позиций в качестве канала продаж социальной коммерцией.

Здесь идет разговор о возможности совершить покупку непосредственно на страницах социальных сетей (Фейсбук или Инстаграм) — однако для этого тоже необходимо привлекать потребителей на свою площадку.

  • Голосовая коммерция, дающая возможность стать ближе к потребителю благодаря инновационным гаджетам, которые упрощают момент покупки.

Любой бизнес нуждается в оптимизации, опираясь на подобные возможности: к примеру, ранее прогнозировалось, что за период 2020 года многие компании (50%) начтут применять чат-боты для потребителя.

  • Фулфилмент как конкурентный фактор: быстрая и недорогая доставка возможно лишь с максимальной оптимизации фулфилмента.

А это значит гибкие варианты как доставки, так и процесса возврата, правильное размещение складов и тому подобное. Если речь идет о возвратах, то в 2020 г. на их долю пришлось 2005 миллиардов долларов. И предполагается, что через несколько лет (к 2023) эта сумма достигнет рекордной цифры $348 миллиардов.

3
  • Приоритетность удержания потребителя по сравнению с затратами на его привлечение.

Для этого разрабатываются специальные программы лояльности, особые модели продаж с использованием подписки, сегментация потребителя — эти приемы все чаще используются бизнесами, чтобы иметь возможность не дать своему потребителю уйти.

Данные агентства FinancesOnline указывают, что темпы увеличения продаж благодаря мобильным гаджетам уменьшатся — причиной этого послужит насыщение. Большее число онлайн-заказов делает посредством смартфонов.